Декупаж кафельной плитки: способы и технология выполнения

Кафель – материал долговечный, и обновить облицовку, особенно однотонную, обычно хочется задолго до того, как она пришла в негодность. На стенах это можно сделать самостоятельно и без замены плитки, воспользовавшись одной из технологий декупажа – декорирования керамического покрытия путём наклейки на него тонкой бумаги или ткани с рисунком, аппликации по сути. В зависимости от размера изображения, размещают его как на отдельных листах, так и на участках из нескольких плиток, вплоть до создания панно во всю стену.


Большинство декупажных методик широко доступны по затратам, результаты же при правильном исполнении эффектны и сохраняют привлекательность не один год.

Рассмотрим несколько способов декупажа кафеля, не требующих профессионального мастерства и дорогостоящих материалов.

Декупаж плитки бумажными салфетками

Суть способа состоит в наклейке на кафель салфетки с понравившимся изображением – целой или выбранного фрагмента с последующим нанесением защитного покрытия. Исполнение технически не сложно, но требует очень бережного обращения с художественными фрагментами, которые предстоит наложить на плитку.
Для работы понадобятся:

    1. Салфетки с рисунком.
    Пригодны обычные (но трёхслойные, лучше на рисовой бумаге), 3-слойные «для декупажа» и специальные — «декупажные карты».

    В пачке обычных салфеток все листы с одинаковым рисунком – часто очень привлекательным, их размер обычно 33х33 см.
    Упаковка 3-слойных «для декупажа» может быть с разными изображениями, но в одном стиле.

    Декупажные карты предназначены специально для оформительских работ, поэтому не имеют определённого размера, и картинки на них могут быть разноформатными, зеркальными или под углом.

    2. Обезжириватель (спирт, уайт-спирит).

    3. Декупажный клей-лак.

    Специальный состав для первичного наклеивания картинки на кафель – на флаконе не должно быть отметки «по ткани». За неимением можно использовать ПВА, но обычный, а не густой «супер», разбавив его водой 1:1, а затем смешав с лаком на водной основе — акриловым, акрилатным или полиуретановым в пропорции 1:2.

    Составляющие этих комбинированных смесей — клей (ПВА или специальный) и лак (декупажный или на водной основе) можно применять и отдельно.

    4. Мягкие художественные кисти (круглая, плоская, веерная) – 2-3 шт.

    Кисточки из натурального ворса по качеству выше, но – только пока новые, а при работе с клеем они выходят из строя быстро. Кроме того, они значительно дороже. Лучше выбрать кисти из синтетической щетины помягче.

    5. Наждачная бумага №№400-1200.

Сказать определённо, наждачка какого номера понадобится для конкретной операции, сложно, поэтому нужно приобрести несколько разных листов из указанного диапазона, лучше – водостойких, рассчитанных на мокрую шлифовку.

Подготовка поверхности плитки

Кафель для декупажа лучше использовать однотонный, причём, цвет его — фон должен быть благоприятным для цветовой гаммы картинки, т.е. не искажать и не заглушать изображение. Белая плитка подходит идеально.

Если плитка глазурованная, с поверхности нужно убрать глянец мелкой наждачкой, не оставляющей царапин – это повысит адгезию. Затем основание обезжиривают и дают ему подсохнуть.
Декупаж можно выполнить и на кафеле с узором. Для этого после удаления глянца и обезжиривания плитку грунтуют специальным составом или самодельной смесью – клея ПВА с акриловой краской нужного цвета.

Если после одного слоя грунтовки нежелательный фон просвечивает, по высохшей поверхности грунтуют ещё раз.

Что делать с салфеткой

В декупаже от салфетки используется только слой с изображением, который предварительно нужно отделить от двух других — они, кстати, тоже могут быть использованы где-то в качестве фона.
В трёхслойной салфетке слои скреплены между собой механически – проколами по периметру, поэтому разделить их можно на сухую. Для этого лист раскладывают и проглаживают горячим утюгом, от чего проколы теряют свою функцию, и слои легко разделить, просто поддевая по одному ногтем.

Наглядно эта операция показана в ролике:

Если планируется использовать только фрагмент салфетки, то изображения с чёткими контурами, особенно при контрастном фоне, лучше вырезать ножницами (до расслоения листа).
Когда у рисунка чётких границ нет, а его фон одной тональности с плиткой и должен быть на ней замаскирован, фрагмент «выщипывают» пальцами.


Бесформенный контур выделенного фрагмента используют также и на контрастном кафеле – в данном случае его заметность является «плюсом», поскольку такие границы смотрятся оригинально.

Важно! Для упрощения работы с декоративным слоем салфетки его можно сбрызнуть аэрозольным лаком – это сделает фрагмент чуть жёстче и прочнее, но класть его нужно будет только на свежий клей, так как пропитать уже не получится.

Как клеить рисунок на плитке

Способов приклеивания салфеток к кафелю множество, рассмотрим наиболее простые в исполнении.

    1. Уложить рисунок на сухую поверхность и проклеить.
    Специальный декупажный клей готовят согласно инструкции, ПВА разбавляют водой 1:1.

    Салфетку размещают на плитке в нужном месте и мягкой кисточкой, от центра фрагмента в стороны, наносят на неё клей – пропитывая без нажима и многократного повторения траекторий, чтобы не порвать. Успешным окончанием операции должна стать поверхность без складок, пузырей и скоплений ПВА.

    Кафель просушивают, затем наждачкой убирают заусенцы на торцах, и покрывают лаком. Слоёв его может быть 2 или 3, но каждый должен накладываться только после полного высыхания предыдущего.

    2. Наложить фрагмент на высохший клей.
    На кафель наносят слой клеящего состава и высушивают его феном. На сухую поверхность укладывают максимально выровненную салфетку, и ориентируют рисунок по месту.

    Затем поверх фрагмента кладётся слой пергаментной бумаги для выпечки, и по ней плитку проглаживают утюгом. Разогретый клей размягчается и закрепляет салфетку.

    Пергамент снимают, плитке дают остыть и с помощью кисточки ещё раз покрывают ПВА. По высохшему клею наносят лак – несколько слоёв с просушкой каждого, пока поверхность не станет ровной и гладкой.

    3. С помощью целлулоидного «файла».
    Файлик кладут на ровную поверхность (удобно в плоскую ванночку), и расстилают на нём салфетку – рисунком вниз! Поверх фрагмента по центру наливают немного воды, и в образовавшейся лужице кисточкой расправляют салфетку на плёнке, удаляя из-под неё пузырьки воздуха. Затем излишки воды сливают, и двухслойная заготовка готова к укладке на кафель.

Файлик прикладывают к плитке стороной с рисунком – сначала одним краем, потом постепенно кладут весь, помогая пальцами. Не дожидаясь подсыхания салфетки, её равномерно промазывают сверху разбавленным клеем. Затем по сухой поверхности кафель покрывают лаком.

Декупаж кафеля тканью

Для оформления плитки используют лоскуты ткани – хлопчатобумажной, с ней работать проще. Кафель к декупажу готовят так же, как и при наклейке бумажных салфеток.
Лист керамики кладут на понравившийся фрагмент ткани, и материал обрезают по периметру с небольшим запасом. На лицевую сторону плитки наносят слой клей-лака и дают ему высохнуть. Затем смазывают повторно, покрывают составом изнанку лоскута, и сразу кладут его на кафель. Уложенный фрагмент сдвигают до нужного положения, разглаживают, выгоняют из-под него пузыри воздуха и излишки клея.

Затем поверх ткани наносится ещё один слой клей-лака, и кафельный лист оставляют до полного высыхания.

Сухую плитку кладут «лицом» вниз на кусок фанеры, и канцелярским ножом обрезают излишки ткани – по кромке.

Линии реза обрабатываются наждачкой до удаления шероховатостей, после чего кафель покрывают лаком.

Декупаж тканью выполнять гораздо проще, чем салфетками – тканевые фрагменты прочны, корректировать их на основании можно без опасений порвать, и оформление идёт быстрее.

Заключение

Способов декупажного обновления кафельной плитки много – самостоятельная печать рисунков на лазерных и струйных принтерах, объёмный декупаж. Трудно сказать, какая из технологий лучше. Каждый исполнитель со временем выбирает ту методику, которая ему удаётся лучше всего, в которой он обзавёлся своими собственными хитростями исполнения, позволяющими добиться желаемого результата. Таким образом, только «проба пера» в каждой технологии поможет определиться, какому способу декупажа отдать предпочтение.

Читайте также
Добавить комментарий




Наверх