Отделанные тротуарной плиткой дорожки и площадки приусадебных участков выглядят очень эстетично, но долговечность этой красоты зависит от соблюдения технологий укладки этого покрытия, и особенно — от правильной подготовки основания. Гарантию высокой прочности даёт технология настилки брусчатки на цементно-песчаный раствор или бетон, но из-за трудоёмкости исполнения своими руками и высоких расходов эта технология доступна не каждому.
Можно отказаться от применения бетона при укладке тротуарной плитки, если для подготовки основания правильно использовать песок. Это сэкономит и силы, и денежные средства.
Разобьём на составные части весь объём работ которые включает в себя укладка тротуарной плитки на песок:
Традиционные виды работ, выполняемые при укладке тротуарной плитки, рассмотрим кратко, уделив больше внимания технологии монтажа брусчатки на песчаное основание.
Разметка поверхностей, подлежащих облицовке брусчаткой, производится с учётом следующих факторов:
Площади размечают своими руками с использованием строительной рулетки длиной 10 метров, деревянных колышков и бечёвки.
Мощение дорожек производится с уклоном в 3% в сторону, противоположную имеющимся строениям, с целью отвести от них ливневые и талые воды.
Если по дорожкам планируется движение легкового автотранспорта, то толщина используемой тротуарной плитки должна быть не менее 6 см. При обустройстве проезда автотранспорта ширина дорожек должна обеспечивать пешеходу и машине возможность безопасно разминуться. Радиус кривизны неровных участков проездов должен позволять автомашине выполнить поворот, а габариты площадки или стоянки – развернуться.
С поверхностей, запланированных к укладке плитки, снимают верхний слой грунта толщиной 25-30 см, это приблизительно один штык лопаты. Если площади значительны, эту операцию производят с использованием бульдозера. Затем вручную производят выравнивание и планировку нового основания. Если грунт песчаный или супесчаный, то его нужно уплотнить.
Уплотнение выполняют трамбовкой, изготовленной своими руками из куска бревна длиной 1 метр с прибитой к торцу поперечной ручкой-перекладиной. Более качественное уплотнение выполняется подвижной виброплитой с электроприводом, применение которой, кроме того, сэкономит силы и время.
Затем на уплотнённое основание необходимо уложить в один слой геотекстиль с напуском на обочины, чтобы изолировать грунт от обустраиваемой щебневой подготовки и предотвратить в будущем просадку тротуарной плитки.
Вид геотекстиля, используемого в данной технологии, не имеет значения.
На уплотнённое основание, покрытое геотекстилем, насыпают и разравнивают с учётом запланированного уклона щебень фракции 20-40 мм слоем 12-15 см. По периметру площадок и вдоль дорожек щебень чуть разгребают и по натянутому контрольному шнуру с углублением в щебень устанавливают дорожные камни с зазором 5-10 мм. Для формирования овалов бордюры своими руками режут по длине на 4 части болгаркой с сухорезом и из четвертей выкладывают плавные сопряжения.
Верхняя отметка бордюра не должна быть выше обочины более чем на 5 см. После окончания монтажа бордюров стыки между ними заполняют цементно-песчаным раствором и затирают. Через сутки граблями производят чистовую планировку щебневой подушки с обозначением уклона и учётом выбранного поперечного профиля дорожки (плоский или выпуклый), а затем — уплотнение передвижной виброплитой с электроприводом.
После уплотнения поверх щебня насыпают песок, распределяют его по поверхности слоем толщиной 3-5 см, и уплотнение основания виброплитой повторяют, заполняя песком пустоты в щебне.
Поверх уплотнённой песчано-щебневой подушки нужно уложить второй слой геотекстиля с напуском на бордюрный камень. Данная технология позволяет изолировать от щебня песчаную подушку, которую предстоит соорудить сверху под укладку брусчатки.
Поверх второго слоя геотекстиля насыпают слой песка толщиной 4-5 см, выравнивают его и уплотняют. Геотекстиль не даст песку осыпаться в нижний слой щебня и вызвать этим просадку брусчатки. На эту песчаную подготовку начинают укладывать тротуарную плитку.
Однако существует технология, по затратам мало отличающаяся от устройства песчаной подготовки, но гарантирующая более высокий результат мощения в плане прочности и долговечности. На второй слой геотекстиля нужно положить тщательно перемешанную сухую смесь песка с цементом в пропорции 7:1 слоем 4-5 см и разровнять её.
Цемент в данной пропорции чуть увеличит затраты на укладку плитки, но, постепенно поглощая в силу своей гигроскопичности влагу, сделает подушку монолитной. Процедура приготовления такой сухой смеси несравнима по трудоёмкости с приготовлением своими руками бетона, на который также кладут тротуарную плитку, но даёт близкий к нему результат.
После устройства песчаной подушки приступают к укладке брусчатки. Тротуарная плитка укладывается в направлении «на себя» с зазором между изделиями в 2-3 мм. Для укладки брусчатки и её корректировки по месту используется мастерок и резиновая киянка. Подрезку плитки производят также своими руками болгаркой с диском-сухорезом, позволяющим не только резать бетон, но и подтачивать его своей боковой поверхностью.
При укладке тротуарной плитки через каждый погонный метр кладки проверяют соблюдение уклона и профиля поперечного сечения покрытия. Правильно формировать выпуклость профиля дорожки позволяет периодическое прикладывание к покрытию изготовленного своими руками шаблона из фанеры.
Уложив плитку, приступают к обработке стыков брусчатки между собой и с бордюрами. Для этого, используя просеянный песок, своими руками готовят сухую цементно-песчаную смесь в пропорции 1:1, которую по одному ведру высыпают на настеленную плитку и метут жёсткой метлой в сторону уклона, заполняя стыки и швы покрытия.
Когда вся поверхность будет обработана, брусчатку слегка поливают водой из садовой лейки, чтобы только смочить швы и добиться усадки в них сухой смеси.
Через сутки процедуру заполнения швов сухим раствором с последующим смачиванием повторяют. При повторной процедуре заполнения не следует класть смесь в стыки заподлицо с поверхностью дорожек, швы должны быть чётко обозначены на поверхности покрытия. Через 5-7 дней после обустройства швов производят помывку тротуарного покрытия водой из шланга с использованием жёсткой щётки для удаления следов цементного раствора.
Применение данной технологии позволяет получить прочное, долговечное покрытие, не проседающее от воздействия ливневых и грунтовых вод, с минимальным использованием цемента и без затрат физических усилий на замесы бетона.